АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 2)
Исследована антидетонационная эффективность других гомологов и различных производных ЦТМ.
Этил- и диэтилпроизводные ЦТМ равноценны ему, но при дальнейшем увеличении числа этильных групп октановые числа топлив с этими присадками снижаются. Эффективность алкоксиметилпроизводных ЦТМ в зависимости от состава алкоксигрупп снижается в таком порядке
CH3OR > C2H5OR > С3Н7ОR > ROCH=CH2> С6Н5-СН2ОR
R=МпС5Н4(СО)3СН2
однако некоторые из этих соединений, например метоксиметилпроизводное, по эффективности превосходят ЦТМ (Таблица 26).
Представляет также интерес ацетилтрифторциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (АТФЦТМ) СF3СОС5Н4Мп(СO)3. Его антидетонационная эффективность в смесях изооктана с н-гептаном в среднем превышает эффективность ЦТМ (октановое число на 2—3 выше).
Таблица 26 . Антидетонационная эффективность ЦТМ
и его метоксиметилпроизводного
Топливо — 60% изооктана+ 40% н-гептана
Антидетонатор |
Прирост октанового числа* при разном со- |
|||||||
0, 1 |
0, 2 |
0. 3 |
0, 4 |
0, 5 |
0, 6 |
0, 7 |
0. 8 |
|
С5Н5 (СО) 3Мп |
7, 5 |
1, 7 |
15, 3 |
17, 8 |
20, 1 |
21, 8 |
23, 0 |
24, 0 |
* Моторный метод.
При этом для получения одинакового прироста октанового числа в бензин А-72 требуется вносить с АТФЦТМ в два раза меньше марганца, чем в бензин с ЦТМ (Таблица 27). Антидетонационная эффективность АТФЦТМ при оценке его содержания в граммах металла больше, чем для ЦТМ.
Таблица 27 . Антидетонационная эффективность
АТФЦТМ
Топливо — 60% изооктана+ 40% н-гептана
Антидетонатор |
Прирост октанового числа* при разном |
||||||
0, 3 |
0, 4. |
0, 5 |
0, 6 |
0. 7 |
0, 8 |
0, 9 |
|
АТФЦТМ |
17, 4 |
20, 0 |
22, 0 |
23, 8 |
25, 4 |
26, 6 |
29, 0 |
* Моторный метод.
Распределение нагара на деталях камеры сгорания и свечей зажигания при одинаковом содержании металла, вводимого в бензин с АТФЦТМ, примерно такое же, как для бензина с ЦТМ:
АЦФЦТМ |
ЦТМ |
|
Масса нагара, мг |
|
|
на выпускном клапане |
6, 7 |
7, 7 |
на пробке.... |
2, 2 |
2, 2 |
на центральном электроде свеи зажигания |
0, 6 |
1, 1 |
Димарганецдекакарбонил и его производные Данные об антидетонационной эффективности ДМДК представлены в Таблица 28. Исследование показали, что при одинаковом содержании металла в автомобильных и авиационных бензинах ДМДК по антидетонационной эффективности ниже, чем ЦТМ,
Таблица 28 . Прирост октанового числа различных топлив при добавлении к ним ДМДК и ЦТМ
Топливо |
Прирост октанового числа* |
|||
ДМДК |
ЦТМ |
ДМДК |
ЦТМ |
|
60% изооктана+-40 % н-гептана |
13, 9 |
14, 6 |
17, 7 |
20, 9 |
А-66 |
3, 0 |
8, 6 |
5, 5 |
12, 0 |
А-72 |
3, 0 |
7, 0 |
5, 5 |
10, 3 |
Б-95/130 |
2, 4 |
4, 4 |
4, 2 |
7, 3 |
* Моторный метод
однако для эталонного топлива (смесь изооктана и н-гептана) ДМДК и ЦТМ оказались близки.
Обследована также антидетонационная эффективность ряда производных ДМДК; среди них фурфуроил, метилфурфуроил и бензофурфуроилмарганецпентакарбонил, синтезированные из хлорангидридов соответствующих кислот и натриймарганецпенгакарбонила [29]. Полученные продукты стабильны на воздухе, хорошо растворяются в бензоле, ацетоне, бензине, керосине и других органических растворителях, но не растворяются в воде
Оказалось, что прирост октанового числа, получаемый в присутствии всех этих производных ДМДК, ниже, чем в присутствии ЦТМ. Наличие в фурановом кольце метильной группы снижает антидетонационный эффект соединения. Это еще более заметно при введении карбонильной группы между фурановым кольцом и Мп(СО)5. Бензольное кольцо, сконденсированное с фурановьм, тоже снижает антидетонационную эффективность фурановых производных.
Исследования антидетонационной эффективности МЦТМ на двигателях в стендовых и эксплуатационных условиях показали значительно большую эффективность этого антидетонатора, чем можно было предполагать по результатам определения октанового числа исследовательским и особенно моторным методами.
При испытаниях на одноцилиндровом двигателе оказалось, что детонационная стойкость бензина с МЦТМ на 3—4 октановых единицы выше, чем при определении октанового числа по исследовательскому методу.
Многочисленные дорожные испытания на современных автомобилях показали, что детонационная стойкость бензинов с МЦТМ в условиях эксплуатации больше соответствует октановому числу по исследовательскому методу, чем по моторному (Таблица 29). Специальных исследований по изучению механизма антидетонационного действия марганцевых антидетонаторов в иностранной литературе не опубликовано. На основании проведенных исследований и испытаний высказывается [136] предположение, что механизм действия МЦТМ, по-видимому, такой же, как ТЭС. Полагают, что вначале МЦТМ распадается и образует металл или окислы металла в мелкодисперсном состоянии. Активные окисные соединения марганца, вероятно, и являются теми веществами, которые прерывают цепные реакции, ведущие к детонации. Очевидно, марганцевый антидетонатор разрушает те же активные соединения, что и ТЭС. В пользу такого предположения говорит некоторая идентичность в приемистости товарных топлив и чистых углеводородов к МЦТМ и ТЭС.
Таблица 29 . Эффективность ТЭС и МЦТМ при совместном введении в различные бензины
ТЭС, мг/л |
МЦТМ, |
ОЧИМ |
ОЧММ |
ОЧДМ при n об/мин |
||||
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
Среднее |
||||
Бензин А |
||||||||
0 |
0 |
90, 7 |
73, 5 |
90, 1 |
90, 6 |
90, 8 |
89, 9 |
90, 4 |
0 |
0, 066 |
94, 4 |
82, 4 |
93, 2 |
93, 5 |
93, 8 |
92, 2 |
93, 2 |
0 |
0, 132 |
95, 7 |
83, 3 |
94, 5 |
95, 0 |
94, 4 |
93, 2 |
94, 3 |
0 |
0, 264 |
97, 3 |
83, 7 |
95, 5 |
96, 5 |
95, 9 |
94, 9 |
95, 7 |
0 |
0, 528 |
99, 2 |
85, 0 |
97, 4 |
98, 0 |
97, 6 |
96, 8 |
97, 5 |
0, 792 |
0 |
98, 0 |
85, 2 |
96, 0 |
96, 8 |
96, 2 |
95, 0 |
96, 0 |
0, 792 |
0, 026 |
98, 8 |
86, 0 |
94, 9 |
97 6 |
97, 4 |
96, 5 |
97, 0 |
0, 792 |
0, 066 |
98, 9 |
86, 2 |
99, 6 |
97, 6 |
97, 3 |
96, 5 |
97, 0 |
0, 792 |
0, 132 |
99, 4 |
86, 5 |
97, 3 |
97, 7 |
97, 6 |
96, 8 |
97, 3 |
0792 |
0, 264 |
100, 0 |
87, 0 |
97, 3 |
97, 9 |
97, 6 |
96, 7 |
97, 4 |
Бензин Б |
||||||||
0 |
0 |
90, 6 |
83, 0 |
88, 3 |
89, 6 |
89, 9 |
89, 7 |
89, 4 |
0 |
0, 066 |
94, 1 |
84, 6 |
89, 8 |
92, 5 |
93, 7 |
98, 3 |
92, 3 |
0 |
0, 132 |
95, 7 |
85, 3 |
92, 9 |
94, 2 |
95, 4 |
94, 8 |
94, 3 |
0 |
0, 264 |
97, 7 |
86, 5 |
94, 8 |
96, 4 |
97, 8 |
97, 0 |
96, 5 |
0 |
0, 528 |
99, 6 |
88, 2 |
97, 0 |
98, 9 |
99, 4 |
99, 0 |
98, 6 |
0, 792 |
0 |
99, 0 |
90, 7 |
97, 1 |
99, 1 |
99, 4 |
99, 5 |
98, 8 |
0, 792 |
0, 026 |
99, 3 |
90, 6 |
96, 4 |
99, 0 |
99, 9 |
99, 7 |
98, 8 |
0, 792 |
0, 066 |
99, 5 |
91, 0 |
97, 5 |
99, 9 |
100, 6 |
100, 4 |
99, 6 |
0, 792 |
0, 132 |
99, 7 |
91, 0 |
96, 8 |
99, 4 |
100, 3 |
99, 8 |
99, 1 |
0, 792 |
0, 264 |
100, 8 |
91, 3 |
97, 9 |
100, 0 |
100, 8 |
99, 9 |
99, 7 |
Бензин В |
||||||||
0 |
0 |
91, 0 |
80, 3 |
90, 0 |
91, 4 |
92, 1 |
91, 2 |
91, 2 |
0 |
0, 066 |
94, 7 |
82, 8 |
92, 4 |
93, 5 |
94, 2 |
93, 6 |
93, 4 |
0 |
0, 132 |
96, 2 |
83, 7 |
94, 5 |
95, 8 |
96, 0 |
94, 7 |
95, 2 |
0 |
0, 264 |
97, 5 |
84, 9 |
95, 6 |
97, 4 |
97, 5 |
96, 2 |
96, 7 |
0 |
0, 528 |
99, 4 |
85, 9 |
98, 4 |
99, 2 |
98, 9 |
97, 8 |
98, 6 |
0, 792 |
0 |
98, 7 |
88, 6 |
96, 9 |
98, 8 |
98, 7 |
98, 0 |
98, 1 |
0, 792 |
0, 026 |
100, 1 |
88, 4 |
97, 6 |
99, 6 |
99, 2 |
98, 4 |
98, 7 |
0, 792 |
0, 066 |
100, 5 |
88, 8 |
98, 2 |
99, 8 |
99, 4 |
98, 8 |
99, 1 |
0, 792 |
0, 132 |
100, 7 |
88, 8 |
98, 1 |
99, 2 |
99, 5 |
98, 6 |
98, 9 |
0, 792 |
0, 264 |
100, 3 |
88, 9 |
98, 4 |
99, 8 |
99, 4 |
98, 8 |
99, 1 |
Исключительно высокий эффект МЦТМ, добавленного в малых количествах к сильно этилированным бензинам (промотирующий эффект), может быть объяснен изменением величины поверхности образующихся частиц окислов свинца. При уменьшении размера частиц увеличивается их суммарная поверхность и, следовательно, повышается каталитическое действие и антидетонационный эффект. Более точное объяснение промотирующего эффекта требует специальных исследований.
Проведены длительные стендовые и дорожные испытания автомобильных двигателей с целью установления влияния бензинов с антидетонаторами на надежность и долговечность работы двигателей. При испытаниях критерием оценки срока службы двигателей являлись продолжительность работы выпускных клапанов и свечей зажигания, а также общий износ двигателя и коррозия его основных деталей.
Испытаниями установлено, что срок службы выпускного клапана определяется наличием в бензине ТЭС и концентрацией МЦТМ. Когда ТЭС отсутствует, МЦТМ лишь незначительно влияет на работу выпускного клапана. Необходимый срок службы клапанов в этом случае достигается без введения дополнительных присадок. При добавлении небольших количеств МЦТМ к бензину, содержащему ТЭС, срок службы выпускных клапанов двигателя резко снижается, но затем по мере увеличения концентрации МЦТМ возрастает до такой же величины, как и тогда, когда МЦТМ отсутствует. Это вление, установленное на различных двигателях при их эксплуатации, до настоящего времени еще не объяснено.
Проблема увеличения срока службы выпускных клапанов при добавлении малых количеств МЦТМ к этилированному бензину легко решается введением в бензин некоторых фосфорных соединений. Фосфор, добавленный в количестве 0, 3—0, 4 от теоретически необходимого для перевода всего марганца в ортофосфат, устраняет преждевременный выход из строя выпускных клапанов.
Срок службы свечей зажигания двигателя при использовании этилированных бензинов с МЦТМ зависит от условий эксплуатации автомобиля: при малых нагрузках он резко увеличивается, а при больших — снижается. Работа свечей зажигания нарушается, главным образом, вследствие замыкания электродов. Сведений о каких-либо добавках, увеличивающих срок службы свечей зажигания в тяжелых условиях эксплуатации, в литературе не опубликовано. При использовании МЦТМ в качестве самостоятельного антидетонатора срок службы свечей при больших нагрузках снижается менее резко, несмотря на то, что и в этом случае может происходить замыкание электродов. Работа свечей зажигания при применении бензинов только с добавкой МЦТМ нарушается позже и при более высоких концентрациях МЦТМ, чем при использовании этилированных бензинов с МЦТМ.
км.
Бензины, содержащие одновременно МЦТМ и ТЭС, с точки зрения нагарообразования лишь незначительно отличаются от этилированных. Введение МЦТМ в этилированные бензины несколько
увеличивает число преждевременных вспышек и случаев калильного зажигания. Соединения фосфора устраняют эти явления.
При использовании в двигателе бензинов, содержащих МЦТМ без ТЭС, нагарообразование в нем весьма незначительно, а преждевременное воспламенение почти отсутствует. Требования двигателя
к детонационной стойкости топлив после эксплуатации на бензине с МЦТМ оказались значительно ниже, чем после такого же пробега на этилированном бензине [131]. В исследованиях подчеркивается,
что отсутствие калильного зажигания при работе двигателя на бензине, содержащем МЦТМ и фосфор, будет приобретать все большее значение по мере увеличения степени сжатия современных двигателей и повышения октановых чисел автомобильных бензинов [134].
Перспективы применения марганцевых антидетонаторов тесно связаны со стоимостью их производства. По ориентировочным подсчетам стоимость МЦТМ примерно в 4 раза выше стоимости ТЭС (считая по одинаковому весу металла в антидетонаторах). Поскольку при одной и той же концентрации металла в бензине МЦТМ в 2 раза эффективнее ТЭС, то очевидно, что повышение октанового числа бензина, если добавить МЦТМ, будет стоить в 2 раза дороже, чем
если ввести в него ТЭС. Высказывается мнение, что по экономическим соображениям марганцевые антидетонаторы смогут конкурировать с ТЭС лишь в том случае, если их стоимость будет значительно
снижена.
Специалисты фирмы «Этил корпорейшн» считают, что сейчас следует использовать повышенную эффективность малых порций МЦТМ при введении их в сильно этилированные бензины (явление
промотирующего влияния МЦТМ на эффективность ТЭС). При этом они приводят такой пример. Октановое число одного из топлив, содержащего 0, 8 мл/л ТЭС, при введении 0, 08 г/л марганца повы-
силось до 99, 7. Для того чтобы достичь такого же октанового числа с помощью только ТЭС, требуется добавить 0, 52 г! л свинца. В данном случае 0, 08 г марганца оказались равноценны 0, 52 г свинца. Другими словами, эффективность марганцевого антидетонатора в этих условиях в 6, 5 раза больше, чем эффективность ТЭС. Естественно, что применение МЦТМ здесь экономически оправдано даже при стоимости его, в 4 раза превышающей стоимость ТЭС.
Исходя из приведенных выше соображений, в настоящее время за рубежом считают целесообразным применять марганцевый антидетонатор только в виде добавки к ТЭС. Использование соединений марганца в качестве самостоятельного антидетонатора предполагается только после снижения их стоимости.
В СССР основное направление в исследованиях марганцевого антидетонатора заключается в изучении условий и особенностей его использования в чистом виде без ТЭС — для устранения повышенной токсичности этилированных бензинов.
В. А. Зайцев.
В настоящее время предложена единая методика первичного отбора и установления сравнительной эффективности антидетонаторов. Оценка эффективности проводится на двух различающихся по чувствительности смесях углеводородов в чистом виде и в присутствии сероорганического соединения, что позволяет сразу же оценить и антагонистический эффект. Эффективность антидетонатора сравнивается с ТЭС по заранее построенным эталонным кривым и выражается в процентах.
Результаты оценки некоторых соединений по данной методике (Таблица 30) свидетельствуют о том, что относительная эффективность марганцевых антидетонаторов зависит как от состава смесей, так
и от метода определения октановых чисел.
В присутствии ароматических и непредельных углеводородов относительная эффективность марганцевых антидетонаторов уменьшается.
По исследовательскому методу определения октановых чисел эффективность марганцевых антидетонаторов оценивается выше, чем по моторному методу. Относительная оценка марганцевых антидетонаторов возрастает в 2,5 раза при переходе от сравнения в одинаковых концентрациях присадок к одинаковым концентрациям металлов.
В присутствии сероорганических соединений эффективность марганцевых антидетонаторов снижается в меньшей степени, чем эффективность тетраэтилсвинца. Это весьма важное обстоятельство позволяет объяснить колебания в относительной оценке марганцевых антидетонаторов и ТЭС в товарных бензинах.
Декакарбонилмарганец, некоторые производные ЦТМ и ферроцен оказались менее эффективными антидетонаторами.
Таблица 30 . Оценка эффективности некоторых антидетонаторов
Показатель |
ЦТМ |
МЦТМ
|
ДКМ
|
Продукты |
ферроцен |
|
фракцией полимербензина |
узкой фракцией изооктиленов
|
|||||
Содержание металла, % |
27, 0 |
25, 2 |
28, 0 |
11, 7 |
13, 8 |
30, 0 |
Смесь из 60% изооктана и 40% геп тана |
||||||
ОЧММ |
|
|
|
|
|
|
без 5 |
72, 6 |
72, 7 |
71, 6 |
66, 6 |
67, 0 |
69, 4 |
с 0, 05% 5 |
72, 1 |
71, 8 |
69, 7 |
66, 4 |
66, 7 |
69, 4 |
Относительная эффективность* |
|
|
|
|
|
|
Без 5 |
|
|
|
|
|
|
при одинаковой концентрации |
48 |
49 |
42 |
22 |
24 |
32 |
присадок |
|
|
|
|
|
|
при одинаковой концентрации |
113 |
124 |
95 |
120 |
109 |
70 |
металлов |
|
|
|
|
|
|
С 0, 05% 5 |
|
|
|
|
|
|
при одинаковой концентрации |
75 |
72 |
57 |
34 |
35 |
53 |
присадок |
|
|
|
|
|
|
при одинаковой концентрации |
175 |
184 |
130 |
188 |
160 |
110 |
металлов |
|
|
|
|
|
|
Смесь из 40% толуола, 30% гептана, |
||||||
20% диизобутилена и 10% изооктана |
||||||
ОЧИМ |
95, 1 |
95, 0 |
93, 5 |
92, 8 |
92, 7 |
93, 2 |
ОЧММ |
82, 2 |
81, 9 |
80, 8 |
79, 9 |
80, 0 |
80, 2 |
Относительная эффективность* |
|
|
|
|
|
|
По моторному методу |
|
|
|
|
|
|
при одинаковой концентрации |
31 |
29 |
20 |
12 |
13 |
14 |
присадок |
|
|
|
|
|
|
при одинаковой концентрации |
75 |
76 |
47 |
70 |
60 |
30 |
металлов |
|
|
|
|
|
|
По исследовательскому методу |
|
|
|
|
|
|
при одинаковой концентрации |
62 |
60 |
40 |
34 |
33 |
38 |
присадок |
|
|
|
|
|
|
при одинаковой концентрации |
145 |
154 |
95 |
188 |
159 |
80 |
металлов |
|
|
|
|
|
|
•Эффективность ТЭС принята за 100 %
См. также
АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 1)
АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 2)
АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 3)
Литература
Гуреев А. А., Зарубин А. П. и др , Химия сероорганических соединений, содержащихся в нефтях и нефтепродуктах, т. VIII, Изд «Высшая школа», 1968, стр. 584.