Соединения марганца
В 1951 г. были синтезированы металлоорганическиесоединения, молекула которых представляет собой «сэндвич» с атомом переходногометалла, расположенным между двумя циклопентадиенильными кольцами. В 1954 г.Фишером и Ииром впервые получен циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ).Авторы установили, что дициклопентадиенилмарганец при нагревании под давлениемокиси углерода превращается в желтый легко сублимирующийся кристаллическийпродукт состава С5Н5Мn(СО)3. Полученное соединение представляет собой«полусэндвич» с атомом марганца в середине.
Первые сообщения оботкрытии антидетонационных свойств новых соединений марганца появились в печатив 1957 г. В течение нескольких последующих лет были синтезированы «сэндвичевые»соединения ряда других металлов и исследованы их антидетонационные свойства. Среди исследованных веществ наиболее эффективными оказались соединения марганца—циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ) и метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (МЦТМ).
Все основные исследования ииспытания за рубежом проведены с метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганцем СН3С5Н4Мn(СО)3. Это соединение представляет собойпрозрачную маловязкую жидкость светло-янтарного цвета с травянистым запахом,температурой кипения 233° С, плотностью 1,3884 г/см3 итемпературой застывания 1,5 °С. МЦТМ хорошо растворим в бензине и практическинерастворим в воде (при 25° С — 0, 007 вес. %).
Антидетонационнаяэффективность МЦТМ изучалась на товарных бензинах и на индивидуальныхуглеводородах. Исследование на индивидуальных углеводородах показало, что теуглеводороды, которые имеют наибольшую чувствительность к ТЭС, обнаруживают инаилучшую приемистость к МЦТМ. Среди исследованных углеводородов наибольшуюприемистость как к ТЭС, так и к МЦТМ показали гептан нормального строения,2,2-диметилбутан и 2-метилпентан. Нафтеновые углеводороды обладают несколькоменьшей приемистостью к МЦТМ, чем парафиновые, но намного превосходят по этомупоказателю ароматические. Эффективность МЦТМ в олефинах в значительной степенизависит от их структуры. Приемистость октена-1 к марганцевому антидетонаторуоказалась в 14 раз больше приемистости диизобутиленов.
Приисследовании сравнительной эффективности МЦТМ и ТЭС на искусственной смеси,состоящей из 40% толуола, 30% гептана,20% диизобутилена и 10% изооктана(топливо ТД-3), оказалось, что МЦТМ вдвое эффективнее ТЭС при определенииоктанового числа по исследовательскому методу и равноценен ТЭС при оценке помоторному методу.
Приемистость бензинов кМЦТМ зависит от их химического состава. Бензины, имеющие высокую приемистость кТЭС, как правило, показывают еще большую приемистость к МЦТМ. Основное влияниена приемистость бензинов к МЦТМ оказывает содержание в них парафиновых иароматических углеводородов. С увеличением содержания парафиновых и уменьшениемсодержания ароматических углеводородов приемистость бензинов к ЦТМ возрастает.Высокую приемистость к МЦТМ имеют алкилаты, газовые бензины, углеводороды C5—С9 разветвленного строения.
Исследованияантидетонационной эффективности МЦТМ на двигателях в стендовых иэксплуатационных условиях показали значительно большую эффективность этогоантидетонатора, чем можно было предполагать по результатам определенияоктанового числа исследовательским и особенно моторным методами.
Многочисленныедорожные испытания на современных автомобилях показали, что детонационнаястойкость бензинов с МЦТМ в условиях эксплуатации больше соответствуетоктановому числу по исследовательскому методу, чем по моторному (см. табл. 1).
Таблица 1. Эффективность ТЭС и МЦТМ при совместном введении в различные бензины.
ТЭС, мг/л | МЦТМ, г/л | ОЧИМ | ОЧММ | ОЧДМ при n об/мин | ||||
1500 | 2000 | 2500 | 3000 | Среднее | ||||
Бензин А | ||||||||
0 | 0 | 90,7 | 73,5 | 90,1 | 90,6 | 90,8 | 89,9 | 90,4 |
0 | 0,066 | 94,4 | 82,4 | 93,2 | 93,5 | 93,8 | 92,2 | 93,2 |
0 | 0,132 | 95,7 | 83,3 | 94,5 | 95,0 | 94,4 | 93,2 | 94,3 |
0 | 0,264 | 97,3 | 83,7 | 95,5 | 96,5 | 95,9 | 94,9 | 95,7 |
0 | 0,528 | 99,2 | 85,0 | 97,4 | 98,0 | 97,6 | 96,8 | 97,5 |
0,792 | 0 | 98,0 | 85,2 | 96,0 | 96,8 | 96,2 | 95,0 | 96,0 |
0,792 | 0,026 | 98,8 | 86,0 | 94,9 | 97 6 | 97,4 | 96,5 | 97,0 |
0,792 | 0,066 | 98,9 | 86,2 | 99,6 | 97,6 | 97,3 | 96,5 | 97,0 |
0,792 | 0,132 | 99,4 | 86,5 | 97,3 | 97,7 | 97,6 | 96,8 | 97,3 |
0,792 | 0,264 | 100,0 | 87,0 | 97,3 | 97,9 | 97,6 | 96,7 | 97,4 |
Бензин Б | ||||||||
0 | 0 | 90,6 | 83,0 | 88,3 | 89,6 | 89,9 | 89,7 | 89,4 |
0 | 0,066 | 94,1 | 84,6 | 89,8 | 92,5 | 93,7 | 98,3 | 92,3 |
0 | 0,132 | 95,7 | 85,3 | 92,9 | 94,2 | 95,4 | 94,8 | 94,3 |
0 | 0,264 | 97,7 | 86,5 | 94,8 | 96,4 | 97,8 | 97,0 | 96,5 |
0 | 0,528 | 99,6 | 88,2 | 97,0 | 98,9 | 99,4 | 99,0 | 98,6 |
0,792 | 0 | 99,0 | 90,7 | 97,1 | 99,1 | 99,4 | 99,5 | 98,8 |
0,792 | 0,026 | 99,3 | 90,6 | 96,4 | 99,0 | 99,9 | 99,7 | 98,8 |
0,792 | 0,066 | 99,5 | 91,0 | 97,5 | 99,9 | 100,6 | 100,4 | 99,6 |
0,792 | 0,132 | 99,7 | 91,0 | 96,8 | 99,4 | 100,3 | 99,8 | 99,1 |
0,792 | 0,264 | 100,8 | 91,3 | 97,9 | 100,0 | 100,8 | 99,9 | 99,7 |
Бензин В | ||||||||
0 | 0 | 91,0 | 80,3 | 90,0 | 91,4 | 92,1 | 91,2 | 91,2 |
0 | 0,066 | 94,7 | 82,8 | 92,4 | 93,5 | 94,2 | 93,6 | 93,4 |
0 | 0,132 | 96,2 | 83,7 | 94,5 | 95,8 | 96,0 | 94,7 | 95,2 |
0 | 0,264 | 97,5 | 84,9 | 95,6 | 97,4 | 97,5 | 96,2 | 96,7 |
0 | 0,528 | 99,4 | 85,9 | 98,4 | 99,2 | 98,9 | 97,8 | 98,6 |
0,792 | 0 | 98,7 | 88,6 | 96,9 | 98,8 | 98,7 | 98,0 | 98,1 |
0,792 | 0,026 | 100,1 | 88,4 | 97,6 | 99,6 | 99,2 | 98,4 | 98,7 |
0,792 | 0,066 | 100,5 | 88,8 | 98,2 | 99,8 | 99,4 | 98,8 | 99,1 |
0,792 | 0,132 | 100,7 | 88,8 | 98,1 | 99,2 | 99,5 | 98,6 | 98,9 |
0,792 | 0,264 | 100,3 | 88,9 | 98,4 | 99,8 | 99,4 | 98,8 | 99,1 |
Эффективность алкоксиметилпроизводных ЦТМ в зависимости от состава алкоксигрупп снижается в таком порядке:
CH3OR > С2H5OR > С3Н7ОR > ROCH=CH2 >> С6Н5-СН2ОR
R=МnС5Н4(СО)3СН2
Однако некоторые из этих соединений, например метоксиметилпроизводное, по эффективности превосходят ЦТМ (рис. 1).
Представляет также интерес ацетилтрифторциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (АТФЦТМ) СF3СОС5Н4Мn(СO)3. Его антидетонационная эффективность в смесях изооктана с н-гептаном в среднем превышает эффективность ЦТМ (октановое число на 2—3 выше).
При этом для получения одинакового прироста октанового числа в бензин А-72 требуется вносить с АТФЦТМ в два раза меньше марганца, чем в бензин с ЦТМ (рис. 2). Антидетонационная эффективность АТФЦТМ при оценке его содержания в граммах металла больше, чем для ЦТМ.