1.СПИРТОВЫЕ ТОПЛИВА
Среди различных спиртов и ихсмесей наибольшее распространение в качестве моторного топлива получили метаноли этанол. Их основными недостатками являются пониженная теплота сгорания,высокая теплота испарения и низкое давление насыщенных паров, но в целом помоторным свойствам этанол лучше метанола.
Высокие антидетонационные качества определяютпреимущественное использование спиртов в двигателях внутреннего сгорания спринудительным (искровым) зажиганием. При этом основные мероприятия по переводуавтомобилей на работу на чистых спиртах сводятся к увеличению вместимоститопливного бака (в случае необходимости сохранения беззаправочного пробега),увеличению степени сжатия двигателя до 12—14 с целью полного использованиядетонационной стойкости топлива и перерегулировки карбюратора на более высокиеего расходы (в соответствии со стехиометрическим коэффициентом) и большуюстепень обеднения смеси. Низкое давление насыщенных паров и высокая теплотаиспарения спиртов делают практически невозможным запуск карбюраторных двигателейуже при температурах ниже +10°С. Для улучшения пусковых качеств в спиртыдобавляют 4—6% изопентана или 6—8% диметилового эфира, что обеспечиваетнормальный пуск двигателя при температуре окружающего воздуха от —20 до —25 °С.Для этой же цели спиртовые двигатели оборудуются специальными пусковымиподогревателями. При неустойчивой работе двигателя на повышенных нагрузкахиз-за плохого испарения спиртов требуется дополнительный подогрев топливнойсмеси с помощью, например, отработавших газов.
С энергетической точки зрения преимущества спиртов заключаются главным образом в высоком к. п. д. рабочегопроцесса и высокой детонационной стойкости. Величина к. п. д. спиртовогодвигателя выше бензинового во всем диапазоне рабочих смесей, благодаря чемуудельный расход энергии на единицу мощности снижается.
При использованииспиртовых топлив снижается содержание контролируемых вредных компонентовотработавших газов автомобиля. Благодаря низким температурам горения спиртов наединицу расходуемой энергии и топлива выделяется значительно меньше, чем убензина оксидов азота. Одновременно вследствие улучшения полноты сгоранияспиртовых смесей выбросы СО и СН* также уменьшаются. Выбросы канцерогенныхароматических углеводородов также на порядок ниже, чем при работе двигателя набензине.
Наряду с положительнойэкологической эффективностью использования спиртовых топлив следует отметить итакие негативные явления, как повышенные выбросы альдегидов и испаренияуглеводородных соединений. Содержание альдегидов растет с увеличениемконцентрации спиртов в топливной смеси. Для метанола характерны выбросыформальдегида, в то время как при сгорании этанола образуется преимущественноацетальдегид. Минимальные выбросы альдегидов соответствуют стехиометрическомусоставу топливной смеси и возрастают при ее обеднении или обогащении. Всреднем выбросы альдегидов при работе на спиртах примерно в 2—4 раза выше, чемпри работе двигателя на бензине. Их снижения добиваются при добавке к спиртам воды(до 5%) и присадок к топливу до 0,8% анилина, подогреве воздуха на входе вдвигатель.
Эксплуатационныесвойства метанольного топлива, и в первую очередь энергетические показатели ипусковые качества, улучшаются при дополнительном вводе высших спиртов и эфиров.Такие топлива получили название смесевых спиртовых топлив. Испытания одной изкомпозиций смесевого топлива показали увеличение мощности двигателя на 4—7% иулучшение топливной экономичности (в сравнении с чистым метанолом)—на 10—15%,при этом содержание в отработавших газах оксидов азота снижается на 25—30% всравнении с работой на бензине.
2.ОКСИГЕНАТЫ КАК ДОБАВКИ К НЕФТЯНЫМ ТОПЛИВАМ
Главным преимуществом топлив сненефтяными добавками является сопоставимость их моторных свойств со свойствамитрадиционных топлив. Добавками могут быть различные соединения, в частностирассмотренные выше спирты.
Высокие антидетонационные свойстваметанола в сочетании с возможностью его производства из ненефтяного сырья позволяютрассматривать этот продукт в качестве перспективного высокооктановогокомпонента автомобильных бензинов, получивших название бензино-метанольныхсмесей. Оптимальная добавка метанола — от 5 до 20%; при таких концентрацияхбензино-спиртовая смесь характеризуется удовлетворительными эксплуатационнымисвойствами и дает заметный экономический эффект. Добавка метанола к бензинуснижает теплоту сгорания топлива и стехиометрический коэффициент при незначительныхизменениях теплоты сгорания топливовоздушной меси. Вследствие изменения стехиометрическиххарактеристик использование 15%-й добавки метанола (смесь М15) в стандартнойсистеме питания ведет к обеднению топливовоздушной смеси примерно на 7%. В тоже время при введении метанола повышается октановое число топлива (в среднем на3—8 единиц для 15%-й добавки), что позволяет компенсировать ухудшениеэнергетических показателей за счет повышения степени сжатия. Одновременнометанол улучшает процесс сгорания топлива благодаря образованию радикалов,активизирующих цепные реакции окисления. Исследования горения бензино-метанольныхсмесей в одноцилиндровых двигателях со стандартной и послойной системамисмесеобразования показали, что добавка метанола сокращает период задержкивоспламенения и продолжительность сгорания топлива. При этом теплоотвод из зоныреакции снижается, а предел обеднения смеси расширяется и становитсямаксимальным для чистого метанола.
Особенности эксплуатационныхсвойств метанола проявляются и при его использовании в смеси с бензином.Возрастают, например, эффективный КПД двигателя и его мощность, однакотопливная экономичность при этом ухудшается. По данным, полученным на одноцилиндровой установке, при е=8,6 иn=2000 мин-1 для смеси М20 (20% метанола) в области к = 1, 0—1, 3 эффективныйКПД повышается примерно на 3%, мощность — на 3—4%, а расход топливаувеличивается на 8—10% [156].
Для холодного запуска двигателяпри высоком содержании метанола в топливной смеси или пониженных температурахиспользуют электроподогрев воздуха или топливовоздушной смеси, частичнуюрециркуляцию горячих отработавших газов, добавки к топливу летучих компонентови другие меры.
Добавки метанола к бензину в целомспособствуют улучшению токсических характеристик автомобиля. Например, висследованиях, выполненных на группе из 14 автомобилей с пробегом от 5 до 120тыс. км, добавка 10% метанола изменяла выброс углеводородов как в сторонуповышения на 41%, так и уменьшения на 26%, что в среднем составило 1% увеличения.Выбросы СО и NOx при этом уменьшились в среднем соответственно на 38 и 8% длявсей группы автомобилей.
Одной из наиболее серьезных проблем, затрудняющих применениедобавок метанола, является низкая стабильность бензино-метанольных смесей иособенно чувствительность их к воде. Различие плотности бензина и метанола ивысокая растворимость последнего в воде приводят к тому, что попадание даженебольших количеств воды в смесь ведет к ее немедленному расслоению и осаждениюводно-метанольной фазы. Склонность к расслоению усиливается с понижениемтемпературы, увеличением концентрации воды и уменьшением содержанияароматических соединений в бензине. Например, при содержании от 0,2 до 1,0%(об.) воды в топливной смеси температура расслаивания повышается от —20 до +10°С, т. е. такая смесь практически непригодна для эксплуатации. Ниже приведеныпредельные концентрации воды Скр в различных бензино-метанольных смесях:
Содержание метанола, %(об.) | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Скр, %(об.): | |||||
при 0°С | 0,054 | 0,75 | 0,11 | 0,13 | 0,16 |
при 10°C | 0,063 | 0,12 | 0,18 | 0,23 | 0,29 |
при 18°C | 0,072 | 0,16 | 0,24 | 0,32 | 0,41 |
Для стабилизациибензино-метанольных смесей используют присадки — пропанол, изопропанол,изобутанол и другие спирты. При содержании воды 600 млн-1 помутнение обычнойсмеси М15 начинается уже при —9°С, при —17°С — смесь расслаивается, а при —20°С наступает практически полная дестабилизация. Добавка 1% изопропаноласнижает температуру расслоения почти на 10°С, а добавка 25% —сохраняет стабильностьсмесей М15 даже с низким содержанием ароматических соединений в бензине практическидо —40°С в широком диапазоне содержания воды.
В связи с высокой стоимостью и ограниченностью производствастабилизаторов бензино-метанольных смесей предложено использовать смесьспиртов, главным образом изобутанола, пропанола и этанола. Такая стабилизирующаяприсадка может быть получена в едином технологическом цикле совместногопроизводства метанола и высших спиртов. Добавка даже небольших количествметанола изменяет фракционный состав топлива. В результате усиливается склонностьк образованию паровых пробок в топливоподающих магистралях, хотя при чистомметаноле это практически исключается из-за его высокой теплотыпарообразования. Согласно расчетам, для 10%-й смеси метанола с бензиномобразование паровых пробок возможно при температурах окружающего воздуха на 8—11°С ниже, чем для базовоготоплива. Корректировка фракционного состава базового топлива возможна путемснижения содержания легких компонентов с учетом последующей добавки метанола.
Коррозионнаяактивность бензино-метанольных смесейзначительно ниже, чем у чистого метанола, однако в ряде случаев существенна исильно зависит от присутствия воды. Например, в смесях с содержанием 10—15%метанола сталь, латунь и медь не корродируют, алюминий же корродирует медленнос изменением цвета.
За рубежомв карбюраторных двигателях практическое применение получили смеси 10—20%этанола с нефтяными бензинами, получившие название «газохол». Согласно стандартуASTM, разработанному национальной комиссией по спиртовым топливам США, газохолс 10% этанола характеризуется следующими показателями: плотность 730—760кг/м3, температурные пределы выкипания 25—210°С, теплота сгорания 41,9МДж/кг, теплота испарения 465 кДж/кг, давление наcыщенных паров (38°С) 55—110кПа, вязкость (—40°С) 0,6 мм2/c, стехиометрический коэффициент 14. Такимобразом, по большинству показателей газохол соответствует автомобильнымбензинам.
При использовании обводненного этанола в условияхпониженных температур окружающей среды для предотвращения расслоения в смесьнеобходимо вводить стабилизаторы, в качестве которых используют пропанол,втор-пропанол, изобутанол и др. Так, добавка 2,5—3,0% изобутанола обеспечиваетустойчивость смеси этанола, содержащего 5% воды, с бензином при температуре до—20°С.
Наибольшее распространение газохолв Бразилии, где с 1975 г. осуществляется правительственная программаиспользования возобновляемых источников растительного сырья для производстваэтанола и его употребления в качестве автомобильного топлива. Числоавтомобилей, работающих в этой стране на этаноле и газохоле, составляло в1980г. 2411 и 775 тыс. шт. соответственно. К 2000 г. из прогнозируемого паркалегковых автомобилей Бразилии в 19—24 млн. ед. на спиртовых топливах должноэксплуатироваться от 11 до 14 млн.. В США на 1000 колонках в 20 штатах автомобилизаправляются газохолом, содержащим 10—20% этанола.
В странах Европы с ограниченнымивозможностями производства этанола и его высокой стоимостью больший интереспроявляется к использованию добавок метанола. Наибольшее использование метанолав качестве моторного топлива и его компонентов получило в ФРГ. В рамкахтрехлетней федеральной программы исследований альтернативных источников энергиив период 1979—1982 гг. в ФРГ эксплуатировались свыше 1000 автомобилей наальтернативных топливах, преимущественно метаноле и бензино-метанольных смесях.Для работы на смеси М15 было переоборудовано 850 автомобилей, на смесиМ100—120 автомобилей и 100 автомобилей на дизельном топливе с добавкойметанола. Смесь М100 на 95% состоит из метанола, в остальные 5% входят легкиебензиновые фракции (чаще изопентан), необходимые для облегчения пуска двигателя.Для зимней эксплуатации содержание бензиновых фракций увеличивается до 8—9%,при этом содержание воды в смеси допускается не более 1%.
В смесиМ15 из 85% бензиновых фракций содержится не менее 45% ароматическихуглеводородов; содержание тетраэтилсвинца в смеси не превышает 0,15 г/кг, аводы — в пределах 0,10% (практически 0,05—0,06%). Смесь М15 содержит такжеантикоррозионные присадки.
В ряде стран в качестве добавки,расширяющей ресурсы высокооктановых бензинов, используют метил-трет-бутиловыйэфир (МТБЭ). Антидетонационная эффективность его по сравнению с алкилбензином в3—4 раза выше, благодаря чему с помощью эфира можно получить широкий ассортиментнеэтилированных высокооктановых бензинов. Метил-трет-бутиловый эфир характеризуетсяследующими показателями: плотность 740 — 750 кг/м3, температуракипения 48 — 55°С, давление насыщенных паров (25°С) 32,2 кПа, теплота сгорания35,2 МДж/кг, октановое число 95—110 (моторный метод) и 115—135 (исследовательскийметод). Наибольшую антидетонационную эффективность эфир проявляет в составебензинов прямой перегонки и каталитического риформинга обычного режима.
Отечественные бензины А-76 и Аи-92с добавками 8 и 11% метил-трет-бутилового эфира соответственно удовлетворяюттребованиям ГОСТ 2084—77 по всем показателям и по комплексу методовквалификационной оценки показали лучшие эксплуатационные свойства. Бензины сдобавками эфира характеризуются хорошими пусковыми качествами и при пониженныхоборотах двигателя имеют более высокие фактические октановые числа по сравнениюс товарными бензинами.
Топливная экономичность имощностные показатели двигателя при работе на бензинах с эфиром находятся науровне товарного бензина. Токсичность отработавших газов при этом несколькоснижается, в основном за счет уменьшения выбросов оксида углерода. Изменений инарушений в состоянии и работе систем двигателя при использовании бензинов сэфиром не наблюдается.