Сортность на богатой смеси
Сортность на богатой смеси - показатель детонационной стойкости авиационных бензинов и их компонентов при работе на богатой смеси - характеризует способность бензина обеспечивать существенное повышение мощности двигателя на взлетном и других форсированных режимах работы.
Сортность на богатой смеси определяют по ГОСТ 3338-68 на одноцилиндровой установке УИТ-65(85), оборудованной наддувом и аппаратурой, позволяющей измерять мощность двигателя, расход воздуха и, следовательно, состав рабочей смеси а. Двигатель установки-бескарбюраторный с непосредственным впрыском.
Режим работы двигателя следующий:
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | 1800±45 |
Угол опережения зажигания, °ПКВ до МВТ | Постоянный, 45 ± 1 |
Угол подачи топлива, °ПКВ после МВТ | 50 ± 5 |
Степень сжатия | Постоянная, 7 |
Давление, МПа | |
масла в картере | 0,42 ± 0,03 |
воздуха перед измерительной шайбой | 0,380 ± 0,003 |
топлива перед плунжерным насосом | 0,1 ± 0,015 |
впрыска топлива | 8,4 ± 0,7 |
Температура, °С | |
охлаждающей жидкости | 190 ± 3 |
масла в картере | 74 ± 3 |
всасывающего воздуха | 107 ± 3 |
воздуха в линии перед измерительной шайбой | 52 ± 2 |
Методика испытания топлива заключается в снятии характеристики зависимости среднего индикаторного давления от состава смеси при переменном наддуве на легкой детонации в сравнении с такими же характеристиками, снятыми для эталонных топлив. В качестве эталонных топлив при определении сортности от 100 и выше применяют технический эталонный изооктан с добавкой тетраэтилсвинца в виде этиловой жидкости (по ГОСТ 988-65).
Сортность топлива на богатой смеси -есть характеристика, показывающая величину мощности двигателя (%) при работе на режиме легкой детонации на испытуемом топливе по сравнению с мощностью, полученной на эталонном изооктане, сортность которого принимается за 100 единиц. При проведении испытаний сравнивают не мощность двигателя на испытуемом и эталонном топливах, а среднее индикаторное давление (пропорциональное мощности) при отношении массы топлива к массе воздуха, равной 0,112 (а = 0,895). При этом значения сортности эталонных топлив при а = 0,895 берут из таблицы ГОСТ 3338-68.
Допускаемые расхождения при параллельных определениях сортности на богатой смеси на одной установке не более ±1 для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью до 145 и не более ±2 единицы с сортностью более 145 от среднего арифметического сравниваемых результатов. При определении на разных установках допускаемые расхождения результатов соответственно составляют ±2 и ±3 единицы сортности.
Сортность авиационных бензинов зависит от группового углеводородного состава бензинов. Она возрастает при увеличении содержания в бензине ароматических, нафтеновых и изопарафиновых углеводородов, что подтверждается приведенными ниже данными:
Углеводороды | Октановое число (моторный метод без ТЭС) | Сортность на богатой смеси с 0,96 мл/л ТЭС |
Парафиновые углеводороды | ||
н-Бутан | 92 | 150 |
Изобутан | 99 | 160 |
н-Пентан | 62 | 2 |
Изопентан | 90 | 142 |
н-Гексан | 26 | -100 |
2,2-Диметилбутан | 93 | 152 |
н-Гептан | 0 | -200 |
Изооктан | 100 | 150 |
Непредельные углеводороды | ||
З-Метилбутен-1 | — | 170 |
Пентен-1 | — | 115 |
Циклогексен | 73 | 100 |
Октен-2 | 55 | -161 |
Нафтеновые углеводороды | ||
Циклопентан | 87 | 315 |
Метилциклопентан | 80 | 200 |
Циклогексан | 77 | 188 |
Метилциклогексан | 72 | 20 |
Ароматические углеводороды | ||
Бензол | 106 | 220 |
Толуол | 103 | 250 |
Изопропилбензол | 100 | 250 |
н-Пропилбензол | 99 | 330 |
Тетралин | 65 | 215 |
Из приведенных данных также следует, что отсутствует зависимость между детонационной стойкостью и сортностью углеводородов разных классов.