Всемирная топливная хартия (World-wide fuel charter) - рекомендации по качеству автомобильных топлив. Разработана представителями мировых производителей автомобилей - Ассоциациями Америки (ААМА), Западной Европы (АСЕА), Японии (JAMA) и Ассоциацией двигателестроителей (ЕМА); поддержана ассоциациями Канады, Китая, Кореи и Южной Африки. Согласование качества топлив необходимо с целью обеспечения эксплуатации продукции автомобилестроения в соответствии с потребительскими и экологическими мировыми требованиями. Опубликована в декабре 1998 г.
Для неэтилированного бензина и дизельного топлива установлено 3 категории качества для рынков с различными экологическими требованиями:
- категория 1 - рынки, на которых отсутствуют или минимальны требования к составу отработавших газов;
- категория 2 - рынки со строгими требованиями к качеству отработавших газов или другими ограничениями;
- категория 3 - рынки с повышенными требованиями к характеристикам отработавших газов или другими ограничениями.
Требования к качеству автомобильных бензинов даны в таблице 1 и 2.
Таблица 1. Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов
Показатели | Категория качества | Метод испытания | ||
1 | 2 | 3 | ||
Октановое число, не менее: по исследовательскому методу по моторному методу | 91,0; 95,0; 98,0 82,0; 85,0; 88,0 | 91,0; 95,0; 98,0 82, 5; 85, 0; 88,0 | 91,0; 95,0; 98,0 82,5; 85,0; 88,0 | ASTM D 2699-86 ASTM D 2700-86 |
Индукционный период окисления, мин, не менее | 360 | 480 | 480 | ASTM D 525-95 |
Массовая доля серы, %,не более | 0,10 | 0,02 | 0,003 | ASTM D 2622-94 |
Концентрация свинца, г/дм1 | 0,013 | Отсутствие | ASTM D 3237-97 | |
Концентрация фосфора, г/дм3 | — | Отсутствие | ASTM D 3231-94 | |
Концентрация марганца, г/дм | — | Отсутствие | ASTM D 3831-94 | |
Концентрация кислорода, %, не более | 2,7 | 2,7 | 2,7 | ASTM D 4815-94 |
Объемная доля олефиновых углеводородов, не более | — | 20,0 | 10,0 | ASTM D1319-95a |
Объемная доля ароматических углеводородов, не более | 50,0 | 40,0 | 35,0 | ASTM D1319-95a |
Объемная доля бензола, %, не более | 5,0 | 2,5 | 1,0 | ASTM D 4420-94 |
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более | 5 | 5 | 5 | ASTM D 381-94 |
Плотность при 15 °С, кг/м3 | 715-780 | 715-770 | 715-770 | ASTM D 4052-96 |
Испытание на медной пластинке | Выдерживает, класс 1 | ASTM D 130-94 | ||
Внешний вид | Чистый, прозрачный | Визуально | ||
Чистота карбюратора, балл, не менее | 8,0 | — | — | CEC F-03-T-81 |
Чистота топливной форсунки, %, сжижения пропускной способности, не более | 10 | 5 | 5 | ASTM D 5598-95a |
Пригорание впускного клапана | — | Выдерживает | CEC F -16- T -96 | |
Чистота впускного клапана, балл, не менее | 9,0 | — | — | CEC F-04-A-87 |
Чистота впускного клапана, мг, не более | — | 50 | 30 | CEC F-05-A-93 |
Отложения в камере сгорания, %, не более | — | 140 | 140 | ASTM D 6201-97 |
Таблица 2. Характеристика испаряемости автомобильных бензинов
Показатели | Категория качества | Метод испытания | |||
1, класс | 2 и 3 класс | ||||
А | Е | А | Е | ||
Минимальная температура окружающей среды, °С | >15 | <-15 | >15 | <-15 | - |
Давление насыщенных паров бензина, кПа | 45-60 | 85-105 | 45-60 | 85-105 | ASTM D 5191-96 |
Фракционный состав: пределы перегонки, °С, не выше к.к., не выше | 70 77-110 130-190 215 | 55 77-100 130-190 215 | 65 77-100 130-175 195 | 45 77-100 130-175 195 | ASTM D 86-97 |
Объем испарившегося бензина, %,при температуре: 70°С 100°С 180°С, не менее | 15-45 50-60 85 | 25-47 55-70 85 | 15-45 50-65 90 | 25-47 55-70 90 | ASTM D 86-97 |
Индекс пускового периода, не более* | — | — | 570 | 550 | По формуле |
ИПП - индекс пускового периода рассчитывают по формуле:
ИПП = (температура выкипания 10% • 1,5) + (температура выкипания 50% • 3)+ температура выкипания 90%+ (содержание кислорода, %мас. • 11).
Индекс пускового периода характеризует пусковые свойства бензина и скорость прогрева автомобильного двигателя. При значении ИПП более 570 возникают проблемы с пуском двигателя и существенно возрастает содержание углеводородов в отработавших газах.