Общезаводское хозяйство. Прием нефти и отгрузка товарной продукции.
Нефть, как правило, доставляется на нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводам с нефтяных промыслов Сибири, Волго-Уральского региона, республики Коми и других нефтепроизводящих районов. Общая протяженность нефтепроводов на территории б. СССР превышает 45 тысяч километров. Перечень основных магистральных нефтепроводов приведен в табл. 1.
Определенное количество сырья доставляется на НПЗ по железной дороге. Нефть поступает на заводы маршрутами, состоящими из 60-72 цистерн. Протяженность и вес маршрута зависят от технического состояния железной дороги и характеристики сливных устройств на НПЗ. Для транспортировки нефти используются железнодорожные цистерны различных типов. Характеристика цистерн приведена в табл. 2.
Выгрузка нефти из цистерн производится на сливных эстакадах через нижнее сливное устройство цистерны. Протяженность железнодорожных маршрутов достигает 720 метров; поэтому на НПЗ сооружаются односторонние сливные эстакады длиной до 720 м или двусторонние – длиной до 360 м. По российским нормам продолжительность слива маршрута не должна превышать 2 час.
В зимнее время некоторые высоковязкие и парафинистые нефти могут поступать на НПЗ в застывшем виде. В России имеются железнодорожные цистерны с паровой рубашкой, однако, количество их ограничено и высоковязкие нефти поступают в обычных цистернах. Перед разгрузкой продукт в цистернах необходимо разогреть. Для разогрева применяются различные системы, использующие пар. Продолжительность слива высоковязких нефтей в зимнее время разрешается увеличить до 3-4 часов.
Нефтепродукты отгружаются по продуктопроводам, железным и автомобильным дорогам, водным путям. Свыше 65% нефтепродуктов в России и странах б. СССР отправляется по железной дороге, около 17% - по продуктопроводам. Общая протяженность продуктопроводов в странах б. СССР составляет 15000 км. Перечень основных нефтепродуктопроводов приведен в табл. 3.
Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны производится на товарных базах НПЗ, в состав которых входят товарные резервуарные парки, наливные насосные станции и наливные эстакады.
На большинстве НПЗ сооружены двусторонние наливные эстакады галерейного типа протяженностью до 360 метров. Налив нефтепродуктов производится через верхнее наливное устройство. Темные нефтепродукты (мазут, масла) наливаются через нижнее сливо-наливное устройство. На отдельных НПЗ сооружены автоматические наливные станции точечного типа. Характеристика цистерн, используемых для перевозки нефтепродуктов, приводится в табл. 2. Продолжительность налива нефтепродукта в цистерны не должна превышать 1,2 – 1,5 часа.
Морской транспорт используется для экспортных нужд. На территории России существует 2 крупных морских терминала для отгрузки нефтепродуктов – в Новороссийске и Туапсе и несколько мелких. Российские НПЗ отгружают нефтепродукты также через терминалы в Вентспилсе (Латвия), Хамина (Финляндия) и др.
НПЗ, расположенные возле крупных рек – Волги, Камы, Иртыша – имеют терминалы для отгрузки нефтепродуктов в танкерах и баржах. Транспортировка по речным путям имеет сезонный характер, поскольку в зимнее время российские реки замерзают. Характеристика барж и танкеров приводится в табл. 4.
Таблица 1
Магистральные нефтепроводы на территории РФ и бывш. СССР
Направление |
Диаметр, мм |
Протяженность, км |
Россия |
||
Самотлор (Тюменская обл.) - Уфа |
2х1220 |
1806 |
Самотлор - Омск |
1200 |
1235 |
Сургут (Тюменская обл.) - Пермь |
1220 |
1236 |
Тарасовское – Холмогоры (Тюменская обл.) |
720 |
335 |
Пурпе – Холмогоры – Сургут (Тюменская обл.) |
1020 |
503 |
Красноленинск – Шаим (Тюменская обл.) |
1020 |
246 |
Шаим – Юргамыш (Тюменская обл.) |
530 |
655 |
Шаим – Конда (Тюменская обл.) |
2х1020 |
108 |
Стрежевое – Анжеро-Судженск (Томская область) |
1220 |
818 |
Васюганск – Раскино (Томская область) |
530 |
174 |
Калиновое – Парабель (Томская область) |
530 |
253 |
Омск - Уфа |
7204 530 |
1120 |
Омск - Иркутск |
720 |
2240 |
Анжеро-Судженск - Иркутск |
1020 |
1420 |
Красновишерск - Пермь |
530 |
245 |
Оса (Пермская обл.) - Пермь |
530 |
108 |
Каменный Лог (Пермская обл.) - Пермь |
426 |
68 |
Чернушка (Пермская обл.) - Пермь |
377 |
324 |
Азнакаево (Татарстан) – Чекмакуш - Чернушка |
720 |
342 |
Култасы (Башкортостан) Салават - Орск |
530 |
558 |
Азнакаево – Шкапово - Салават |
530 |
240 |
Оса – Альметьевск (Татарстан) |
530; 377 |
343 |
Ножовка (Пермская обл.) - Альметьевск |
530 |
477 |
Пермь - Сызрань |
1220 |
839 |
Пермь – Невель – Полоцк (Беларусь) |
1020 |
1998 |
Альметьевск – Нижний Новгород - Ярославль |
1020; 820 |
915 |
Ярославль – Кириши (Ленинградская обл.) |
720 |
534 |
Нижний Новгород - Рязань |
720 |
395 |
Покровка (Самарская обл.) - Самара |
2х530 |
210 |
Альметьевск - Самара |
1020; 2х820; 530 |
215 |
Бавлы - Самара |
530 |
320 |
Самара – Унеча (Брянская обл.) |
1220; 1020 |
1305 |
Самара – Лисичанск – Кременчуг (Украина) |
1220 |
1506 |
Пашня – Ухта (Республика Коми) |
530 |
159 |
Ватвоал (Республика Коми) - Ухта |
273 |
110 |
Усинск (Республика Коми) – Ухта – Ярославль - Москва |
820 |
1855 |
Узень (Казахстан) – Атырау - Самара |
530 |
592 |
Нижний Новгород – Рязань - Москва |
1020 |
1224 |
Самара – Тихорецкая - Новороссийск |
820 |
1514 |
Самара – Саратов - Волгоград |
530 |
902 |
Красный Яр (Волгоградская обл.) - Волгоград |
530 |
314 |
Тихорецкая – Лисичанск (Украина) |
2х720 |
445 |
Никольское (Тамбовская обл.) – Кременчуг – Одесса (Украина) |
720 |
1257 |
Продолжение
Тихорецкая - Новороссийск |
530 |
240 |
Тихорецкая - Туапсе |
530 |
236 |
Крымская (Краснодарский край) – Краснодар - Хадыженская |
325 |
180 |
Баку (Азербайджан) – Грозный - Тихорецкая |
720 |
1130 |
Озек-Суат - Малгобек |
530 |
158 |
Озек-Суат - Грозный |
530 |
193 |
Избербаш (Дагестан) - Грозный |
325 |
230 |
Оха (о. Сахалин) – Комсомольск на Амуре |
530 |
624 |
Украина |
||
Мозырь (Беларусь) - Ужгород |
530; 720 |
736 |
Гнединцы - Ахтырка |
377 |
135 |
Гнединцы - Кременчуг |
530 |
209 |
Беларусь |
||
Полоцк – Скрудалиена (Латвия) |
820 |
460 |
Унеча (Россия) - Мозырь |
820; 1020 |
290 |
Мозырь - Брест |
630; 920 |
290 |
Казахстан |
||
Омск (Россия) - Павлодар |
1020 |
438 |
Павлодар - Чимкент |
820 |
1780 |
Каламкас - Узень |
530 |
324 |
Мартыши - Атырау |
530 |
84 |
Тенгиз - Атырау |
1020 |
204 |
Тенгиз - Кульсары |
530 |
83 |
Сарыкамыш - Кульсары |
325 |
118 |
Тенгиз – Новороссийск |
|
|
Кенкияк – Орск (Россия) |
2х325 |
356 |
|
|
|
|
|
|
Грузия |
||
Самгори - Батуми |
530 |
400 |
Латвия |
||
Скрудалиена - Вентспилс |
720 |
396 |
Литва |
||
Скрудалиена - Мажейкяй |
720 |
300 |
Мажейкяй - Бутинге |
720 |
110 |
Азербайджан |
||
Али-Байрамлы – Баку |
530 |
117 |
Узбекистан |
||
Шымкент (Казахстан) – Бухара – Чарджоу (Туркменистан) |
630 |
720 |
Избашкент – Фергана – Северный Сох |
273 |
187 |
Туркменистан |
||
Карагель – Котурдепе - Туркменбаши |
325 |
188 |
Котурдепе - Туркменбаши |
377 |
142 |
Кумдаг - Туркменбаши |
377 |
214 |
Таблица 2
Характеристика железнодорожных цистерн, используемых для перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов
Характеристика |
Для нефти и нефтепродуктов |
Для вязких продуктов |
Для нефти и бензина |
Для сжиженных нефтяных газов |
||||
Объем котла, м3 Общий Эффективный |
25,0 24,8 |
72,7 71,2 |
101 99 |
61,2 60,0 |
136,8 134,1 |
54,0 46,0 |
60,0 54,0 |
98,3 83,5 |
Расчетное давление, кг/см2 |
- |
|
- |
1,5 |
1,5 |
2,0 |
8 |
18 |
Внутренний диаметр котла, мм |
2200 |
2800 |
3000 |
2800 |
3000 |
2600 |
2810 |
3000 |
Длина котла, мм |
6740 |
10300 |
14804 |
10800 |
19890 |
10650 |
10650 |
14500 |
Таблица 3
Магистральные нефтепродуктопроводы на территории РФ и бывш. СССР
Направление |
Диаметр, мм |
Протяженность, км |
Россия |
||
Омск - Новосибирск |
530 |
690 |
Омск - Уфа |
530 |
1180 |
Уфа - Салават |
377 |
118 |
Челябинск - Екатеринбург |
530 |
148 |
Хохлы (Курганская область) - Тюмень |
277 |
278 |
Уфа - Камбарка |
325 |
169 |
Уфа – Самара - Воронеж |
530 |
1459 |
Самара – Сызрань - Брянск |
530 |
1135 |
Сызрань - Ульяновск |
219 |
95 |
Пенза - Рузаевка |
219 |
99 |
Нижнекамск – Нижний Новгород – Рязань – Унеча (Брянская область) |
530 |
1847 |
Рязань - Москва |
377 |
171 |
Воронеж - Белгород |
426 |
287 |
Воронеж - Лиски |
325 |
83 |
Орел - Курск |
219 |
243 |
Кириши – Санкт-Петербург |
325 |
156 |
Магадан - Атка |
219 |
202 |
Грозный - Армавир |
530 |
433 |
Георгиевск - Нефтекумск |
219 |
148 |
Невинномысск - Ставрополь |
426 |
82 |
Украина |
||
Мозырь (Беларусь) - Ужгород |
530 |
690 |
Дубно – Брест (Беларусь) |
530 |
294 |
Закарпатское кольцо |
530 |
90 |
Кременчуг - Полтава |
219 |
110 |
Кременчуг - Кировоград |
325 |
160 |
Кременчуг - Киев |
325 |
280 |
Знаменка - Черкассы |
219 |
165 |
Херсон - Николаев |
219 |
64 |
Лисичанск - Днепропетровск |
325 |
285 |
Лисичанск – Анадоль - Мариуполь |
273 |
280 |
Анадоль – Мелитополь - Серогозы |
426 |
248 |
Никитовка – Ростов-на-Дону (Россия) |
325 |
203 |
Беларусь |
||
Унеча (Россия) – Дисна (Витебская область) |
530/377 |
454 |
Дисна - Минск |
426 |
280 |
Унеча - Мозырь |
530 |
275 |
Грузия |
||
Хашури - Батуми |
530 |
232 |
Латвия |
||
Дисна (Беларусь) - Вентспилс |
530 |
505 |
Казахстан |
||
Петропавловск (Россия) - Акмола |
325 |
495 |
Травники (Россия) - Кустанай |
426 |
323 |
Кустанай - Аманкаргай |
273 |
162 |
Чимкент – Панта (Узбекистан) |
325 |
178 |
Таблица 4
Классификация барж и танкеров для транспортировки нефти и нефтепродуктов
По способу передвижения |
По условиям навигации |
||
Речные суда |
Рейдовые суда
|
Суда смешанного плавания – река-море |
|
Самоходные |
Танкеры |
Танкеры |
Танкеры |
Несамоходные |
Баржи |
Баржи |
Лихтеры |