Необходимость определения этого показателя вызвана отсутствием удовлетворительной корреляции между потерями бензина от испарения, давлением насыщенных паров и показателями фракционного состава - температурами начала кипения и перегонки 10%.
Определение склонности бензинов к потерям от испарения проводят по методу ГОСТ 6369-75, в основу которого положен метод Бударова. Прибор для определения потерь бензина от испарения показан на рис. 1.
РИС. 1. Прибор для определения потерь бензина от испарения:
1 -склянка напорная; 2-трубка резиновая; 3-зажим; 4-змеевик; 5-мерник; 6-пробирка с отростками.
Таблица.
Потери от испарения (физическая стабильность) и некоторые другие показатели испаряемости товарных автомобильных бензинов
Марка бензина |
Потери от испарения, % |
Давление насыщенных паров, мм рт.ст. (КПЗ) |
Температура, оС |
|
н.к. |
перегонки 10% |
|||
А-72 |
|
|
|
|
образец 1 |
1,21 |
333 (44,3) |
42 |
70 |
образец 2 |
1,70 |
316 (42,1) |
42 |
68 |
образец 3 |
2,12 |
458 (61,0) |
38 |
67 |
А-76 |
|
|
|
|
образец 1 |
0,87 |
495 (65,9) |
35 |
52 |
образец 2 |
2,34 |
450 (59,9) |
35 |
51 |
АИ-93 |
|
|
|
|
образец 1 |
2,00 |
369 (49,1) |
41 |
63 |
образец 2 |
1,01 |
490 (65,3) |
37 |
52 |
Испытуемый образец бензина (10 мл) продувают воздухом (100 мл) при 20°С и затем рассчитывают потерю массы бензина (X, %) по формуле:
X = ((m1-m2)/m1)x100
где m1 и m2- масса бензина до и после испарения соответственно, г.
Типичные результаты определения склонности к потерям от испарения автомобильных бензинов разных марок в сочетании с некоторыми другими показателями испаряемости приведены в табл.