Карта сайта

АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 3)

Исследование эффективности марганцевых антидетонаторов при добавлении к бензинам различного происхождения полностьюподтвердило выводы предварительной оценки (Таблица 31).
   В бензине А-66, состоящем в основном из парафиновых и олефиновых углеводородов, ЦТМ оказался более эффективным, чем ТЭС. В бензине А-72 оба антидетонатора (ЦТМ и ТЭС) показали примерно одинаковую эффективность. В бензинах каталитического крекинга, и особенно риформинга, эффективность ЦТМ ниже, чем ТЭС.
В среднем, очевидно, следует считать, что эффективность ЦТМ и ТЭС при добавлении их в товарные автомобильные бензины приблизительно одинакова (при равной концентрации по весу антидетонаторов в целом). Если определять эффективность антидетонаторов при одинаковой концентрации металлов, то марганцевые антидетонаторы оказываются значительно эффективнее ТЭС. Американский образец антидетонатора (МЦТМ) и отечественный марганцевый антидетонатор   (ЦТМ)  проявили практически сходную эффективность в самых разнообразных бензинах (Таблица 31).

Влияние концентрации антидетонаторов на детонационную стойкость различных бензинов

Рисунок 22 . Влияние концентрации антидетонаторов на детонационную стойкость различных бензинов:

- - - цтм; — тэс.

Аналогичный результат получен и при первичной оценке этих соединений (Таблица 30). С увеличением концентрации ЦТМ в бензинах эффективность его снижается, при этом характер изменения октановых чисел в зависимости от концентрации антидетонаторов примерно одинаков как для ЦТМ, так и для ТЭС (Рисунок 22). Добавление ЦТМ к бензинам увеличивает их чувствительность в несколько большей степени, чем добавление ТЭС в той же концентрации. Эффективность ЦТМ оценена не только лабораторными методами, но и на полноразмерном двигателе — на бензине прямой перегонки (Таблица 32). Относительная оценка эффективности ЦТМ в полноразмерном двигателе выше, чем при исследовании стандартными методами определения октанового числа на установках ИТ-9. Разность между фактическими октановыми числами бензинов с ТЭС и ЦТМ непрерывно уменьшается с повышением числа оборотов (см. Таблица 32). При малых числах оборотов коленчатого вала двигателя антидетонационная оценка бензина без антидетонаторов и бензина с ЦТМ заметно уменьшается, тогда как для бензина с ТЭС остается примерно постоянной. Оба антидетонатора при малых числах оборотов показывают более высокую эффективность в повышении фактических октановых чисел, чем при больших числах оборотов.

Таблица 31 . Приемистость бензинов к антидетонаторам
(1 г антидетонатора на 1 кг топлива)


Бензин

ОЧ топлива

чистого

 с ТЭС

с ЦТМ

с МЦТМ

С ДКМ

Моторный метод

Бензин А-66

59, 4

70,0

71, 2

71, 0

68, 2

Бензин А-72

72, 3

78,2

78, 4

78, 2

76, 6

Компонент прямой перегонки

49, 4

63,5

64, 8

65, 0

61, 7

Компонент термического крекинга

66, 0

71,7

72, 4

72, 0

70, 7

Компонент каталитического крекинга

73, 0

79,8

79, 0

79, 0

77, 6

Компонент каталитического риформинга

72, 6

81,3

78, 1

78, 0

75, 9

Исследовательский метод

Бензин А-66

60, 5

72,0

73, 2

73, 0

68, 9

Бензин А-72

77, 6

86,6

87, 5

87, 7

85, 6

Компонент каталитического крекинга

78, 0

86,1

85, 0

85, 0

83, 0

Компонент каталитического риформинга

76, 8

88,0

85, 4

85, 3

83, 6

 

Таблица 32 . Увеличение фактической детонационной стойкости бензина прямой перегонки при добавлении марганцевого антидетонатора и тетраэтилсвинца (двигатель М-21А)

Детонационная стойкость

Исходный
бензин

с 0, 82 г ТЭС/кг

с 0, 82 г ЦТМ/кг

ОЧИМ

71, 0

83, 0

79, 9

ОЧММ

69, 2

81, 2

78, 0

ФОЧ

 

 

 

1000 об/мин

65, 3

80, 0

77, 0

1200»

67, 2

79, 6

77, 5

1400»

68, 9

79, 5

78, 0

1800»

69, 7

80, 0

78, 6

2200»

68, 9

79, 2

78, 2

Данные предварительной оценки (см. Таблица 30) свидетельствовали о том, что антагонистическое воздействие сероорганических соединений на эффективность ЦТМ значительно меньше, чем на эффективность ТЭС Эти результаты полностью подтвердились при лабораторных исследованиях и стендовых испытаниях (Рисунок 23). Выяснилось, что антагонистическое действие сероорганических соединений в отношении ЦТМ оказалось намного меньшим, чем в отношении ТЭС В отсутствие сернистых соединений фактическая детонационная стойкость бензина с ТЭС (0, 84 г/кг) на всех режимах работы двигателя выше детонационной стойкости этого же бензина с ЦТМ в той же концентрации.. Однако в присутствии сероорганических соединений в относительно небольшой концентрации (0, 05% 5) картина резко меняется.  Бензин с ЦТМ на всех режимах работы двигателя показывает более высокие антидетонационные свойства, чем бензин с ТЭС (см. Рисунок 23).
Разница в относительной оценке эффективности ТЭС и ЦТМ по лабораторным методам и на полноразмерном двигателе является следствием неодинаковой оценки эффективности ТЭС различными методами. В условиях моторного и исследовательского методов определения октанового числа бензины, содержащие ТЭС, показывают более высокую детонационную стойкость, чем в условиях определения фактических октановых чисел на полноразмерном               двигателе в стендовых условиях. В то же время для бензинов с ЦТМ оценка детонационной стойкости по лабораторным            методам очень близка к оценке фактической детонационной стоимости на полноразмерном двигателе (Таблица 33). Более низкая оценка детонационной стойкости бензинов с ТЭС наполноразмерном двигателе, наряду с высоким антагонистическим эффектом сероорганических соединений в отношении ТЭС, является причиной изменения относительной оценки ТЭС и ЦТМ в сернистых автомобильных бензинах. В условиях все возрастающего применения в нашей стране сернистых автомобильных бензинов свойство ЦТМ лишь незначительно уменьшать свою эффективность под действием сероорганических соединений приобретает особенно важное  значение.

Влияние меркаптанов,
сульфидов и дисульфидов на детонационную стойкость бензина с антидетонаторами

Рисунок 23 .  Влияние меркаптанов,
сульфидов и дисульфидов на фак-
тическую детонационную стойкость
бензина с антидетонаторами (количество антидетонаторов во всех
случаях равно 0,
84 г/кг):
1 —бензин;+ ТЭС; 2 —бензин+ ЦТМ;
3 — бензин+ ЦТМ+ 0, 05% S; 4 —бензин+ ТЭС+0,05%S.

Следует иметь в виду, что фактическая детонационная стойкость сернистых автомобильных бензинов с ЦТМ на двигателях примерно совпадает с оценкой по лабораторным октановым числам, тогда как антидетонационные свойства бензинов с ТЭС в условиях полноразмерных двигателей значительно ниже, чем в одноцилиндровых установках определения октановых чисел. Высокие антидетонационные свойства являются важнейшим, но не единственным качеством, связанным с химическим составом соединения, исследующегося в качестве антидетонационной присадки к бензинам. Такое вещество должно удовлетворять общим требованиям к присадкам для автомобильных бензинов.
Основным недостатком ТЭС, как уже говорилось, является его высокая токсичность. Обследование ЦТМ показало, что «токсичность бензиновых растворов ЦТМ обусловливается токсичностью бензинов»; иными словами, добавление ЦТМ в количестве до 1,0 г/кг не повышает токсичности бензина. Это главное и решающее преимущество ЦТМ по сравнению с ТЭС. ЦТМ в применяемых концентрациях растворяется в бензинах при обычных температурах полностью и быстро, в воде нерастворим, водою из бензинов не извлекается, при низких температурах из бензиновых растворов не выпадает.

 

Таблица 33 . Влияние сероорганических соединений(0, 05%S) на антидетонационные свойства бензина с ЦТМ (0, 84 г/кг)

Детонационная стойкость

ОЧ

ΔОЧ

Бензин Б-70 + меркаптаны

ИМ

78, 8

—1,1

ММ

77, 2

—0, 8

На двигателе М 21А

 

 

1200 об/мин

75, 5

—1, 8

1400»

76, 8

—2, 1

1800»

78, 6

—0, 2

2200»

78, 3

    0, 0

Бензин Б-70 + (сульфиды

ИМ

78, 6

—1, 3

ММ

77, 6

—0, 4

На двигателе М-21А

 

 

1200 об/мин

76, 5

—0, 8

1400»

77, 0

—1, 9

1800»

77, 8

—1, 0

2200»

77, 0

—1, 3

Бензин Б-70 +дисульфиды

ИМ

78, 2

—1, 7

ММ

76, 8

—1, 2

На двигателе М-21А

 

 

1200 об/мин

75, 5

—1, 8

1400»

77, 0

—1, 9

1800»

78, 0

—0, 8

2200»

77, 0

—1, 3

Коррозионная агрессивность и химическая стабильность бензинов с ЦТМ примерно такая же, как и бензинов, содержащих ТЭС. Кислотность бензинов после добавления ЦТМ не изменяется Содержание фактических смол в бензине с ЦТМ получается завышенным на 2—4 мг/100 мл, т. е так же, как и в бензине с ТЭС.
В бензинах с ЦТМ под действием солнечного света весьма быстро образуется обильный хлопьевидный осадок, содержащий более 30% марганца. Эффективным средством защиты бензиновых растворов ЦТМ от действия солнечного света является добавление к ним красящих веществ. В связи с этим антидетонационная присадка на основе ЦТМ должна содержать в своем составе краситель.
Важным показателем качества антидетонационной присадки служит ее влияние на образование отложений во впускной системе и нагара в камере сгорания Склонность бензинов с антидетонационными присадками к образованию отложений во впускном трубопроводе оценивалась на одноцилиндровом двигателе по привесу съемной металлической пластинки, установленной во впускном трубопроводе. Склонность бензинов к нагарообразованию оценивалась по привесу специального нагарника, установленного в камере сгорания одноцилиндрового двигателя или полноразмерного автомобильного двигателя.
Влияние антидетонаторов на нагарообразование и количество отложений во впускной системе иллюстрируют следующие данные [ ]:

 

Нагарообразо-
вание, мг/ч

Отложения на пластинке во впускной
системе, мг/ч

Бензин А-66

26

25

То же+ 0, 82 г/кг ТЭС

42

41

То же+ 0, 80 г/кг ЦТМ.

31

32

Полученные результаты показывают, что при работе двигателя на бензине с ЦТМ во впускной системе и в камерах сгорания образуется меньше отложений, чем при использовании бензина с ТЭС. По мере увеличения концентрации металлоорганических антидетонаторов склонность бензина к нагарообразованию возрастает, однако при всех концентрациях ЦТМ вызывает меньшее нагарообразование, чем ТЭС.


Влияние концентрации ЦТМ на поверхностное воспламенение в двигателе

Влияние концентрации фосфорной присадки на поверхностное воспламенение в двигателе

Рисунок 24 . Влияние концентрации ЦТМ на поверхностное воспламенение в двигателе

Рисунок 25 . Влияние концентрации фосфорной присадки на поверхностное воспламенение в двигателе

Нагар, образующийся при сгорании бензина с ЦТМ, внешне отличается от обычных нагаров: он имеет характерную пористую структуру, легко отделяется от стенок нагарника и имеет серый цвет с желтоватым оттенком.
При работе двигателя на бензинах с ЦТМ отмечены две характерные особенности образующихся нагаров. Первая особенность состоит в том, что такой нагар вызывает преждевременное воспламенение рабочей смеси от тлеющих частиц. Частота возникновения калильного зажигания практически прямо пропорциональна концентрации ЦТМ в бензине (Рисунок 24). Добавление соединений фосфора (трикрезилфосфат) эффективно снижает частоту калильного зажигания (Рисунок 25). При этом оптимальная концентрация трикрезилфосфата составляет 0, 2 от теоретически необходимого количества для перевода содержащегося в бензине марганца в ортофосфат (около 0, 16 мл трикрезилфосфата на 1 кг бензина при содержании ЦТМ 0, 8 г/кг).
Вторая особенность нагаров, остающихся в двигателе после сгорания бензинов с ЦТМ, состоит в том, что они вызывают перебои в работе свечей зажигания

(шунтирующее действие нагара). Кроме того, обнаружено образование между электродами свечи тонких токопроводящих нитей, вызывающих замыкание электродов (мостикообразование). Отложения нагара на электродах сокращают межэлектродный промежуток и ухудшают условия образования искрового разряда.
При длительных испытаниях полноразмерного двигателя на стенде установлено, что на бензине с 0, 8 г/кг ЦТМ свечи зажигания без чистки от нагара могут работать всего лишь около 29 ч. Естественно, такая продолжительность работы неприемлема для условий эксплуатации автомобильного транспорта. Введение в состав марганцевого антидетонатора выносителя — бромистого этила (для выноса  продуктов сгорания марганца — позволяет продлить работоспособность свечей зажигания без их очистки в среднем до 60—70 ч. Еще лучший эффект оказало добавление к ЦТМ такого соединения, как бис-этилксантоген (С6Н10О2S4) В его присутствии продолжительность работы свечей без чистки возрастает до 89 ч. Следует отметить, что улучшение работы свечей зажигания при добавлении бромистого этила и бисэтилксантогена не было следствием значительного уменьшения нагарообразования (Таблица 34).

Таблица 34 . Количество нагара, образующегося в двигателях за 400 ч испытаний при работе на бензинах
с различными антидетонаторами

Бензин

Количество нагара, г

на днище поршня

на головке цилиндра

на  выпускном клапане

 

на впускном клапане

всего

Бензин А-66+ 0, 82 г ТЭС на 1 кг с выносителем(бромистым этилом)*

5, 65

6, 00

5,65

2,50

19, 80

То же+ 0. 8 г ЦТМ на 1 кг без выносителя

6, 40

7, 20

0,40

0,40

14, 40

» + 0, 8 г ЦТМ на 1 кг с выносителем

4, 38

4, 84

1,64

0,41

11, 29

(бромистым этилом)

 

 

 

 

 

То же + 0, 8 г ЦТМ на 1 кг с бисэтилксанто-

4, 84

4, 45

0,39

0,35

10, 03

геном

 

 

 

 

 

*Испытания проводили в течение 330 ч.

Количество нагара при введении выносителей  уменьшилось незначительно; следовательно, действие этих добавок связано не столько с выносом соединений марганца, сколько с их преобразованием». Очевидно, будущие эффективные добавки к марганцевому антидетонатору следует называть не «выносители», а «преобразователи» нагара. Поиски таких соединений в настоящее время ведутся. В чем же заключается это преобразование нагара, которое так необходимо при работе двигателя на бензине с ЦТМ.
Исследования показали, что величина шунтирующего сопротивления свечи, работавшей на бензине с ЦТМ, меньше, чем свечи новой или работавшей на бензине без антидетонатора [146] (Рисунок 26). Особенно велико различие в сопротивлении свечей привысоких температурах.
Несколько свечей с нагаром, которые в двигателе работали с перебоями, были проверены в специальном приборе НАМИ. Свечи оказались полностью работоспособными при температуре до 500—530° С, при нагреве выше 530° С свечи стали работать с перебоями, а при 700°С вообще перестали работать. При последующем снижении температуры работоспособность свечей восстановилась.
Эти результаты позволяют полагать, что продукты сгорания ЦТМ имеют высокую электропроводность, сильно возрастающую с повышением температуры. К сожалению, прямых определений этого показателя для различных окисных соединений марганца пока не проведено. Такие данные, очевидно, необходимы для поисков новых добавок к марганцевому антидетонатору. Добавки должны содержать такие элементы, которые, не влияя на антидетонационные свойства ЦТМ, связывали бы продукты его разложения в соединения с малой электропроводностью при высоких температурах.

Зависимость шунтирующего сопротивления свечей зажигания от температуры

Рисунок 26 . Зависимость шунтирующего сопротивления свечей зажигания от температуры
1 — новые свечи, 2 — свечи, работавшие на бензине без антидетонатора, 3 — свечи, работавшие  на  бензине с ЦТМ

В настоящее время на бензинах с марганцевым антидетонатором отечественные автомобили различных марок прошли более 6 млн. км.
За время всех испытаний показано, что введение ЦТМ в бензины не вызывает увеличения износов деталей двигателя. Износы, определенные методами вырезанных лунок, микрометража и взвешиванием деталей, оказались меньшими, чем износы, полученные при аналогичных испытаниях этилированных бензинов и даже бензинов, не содержащих антидетонаторов.
Установлено, что применение бензинов с ЦТМ не вызывает ухудшения технического состояния двигателей. Единственным недостатком бензинов с ЦТМ является ускоренный выход из строя свечей зажигания, что сопровождается перебоями в работе отдельных цилиндров двигателя.
Испытания показали, что в связи с накоплением нагара при работе на бензине с ЦТМ в количестве не более 0, 5 г/кг оказалось необходимым регулярно очищать свечи через 16 тыс. км в пескоструйном приборе ГАРО [146]. Однако и пескоструйная очистка не обеспечивает полного восстановления работоспособности свечей.
В настоящее время работы по исследованию и внедрению марганцевого антидетонатора продолжаются в направлении изыскания добавок преобразователей нагара, улучшению конструкции свечей зажигания, применению новых материалов для изоляторов и электродов свечей, разработки специальных покрытий и т. д.

См. также

АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 1)

АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 2)

АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА (часть 3)

Литература

Лаппо В. Г..Степанова Н. М., в сб. «Новый антидетонатор для бензинов», изд. ЦНИИТЭнефтегаз, 1963.

Гуреев А. А., Соболев Е. П., в сб. «Новый антидетонатор для бензинов», изд. ЦНИИТЭнефтегаз, 1963.

Гуреев А.А., Лернер, М.О. и др., в сб. «Новый антидетонатор для бензинов», изд. ЦНИИТЭнефтегаз, 1963.

Авт. свид. СССР, 152526, 5/XI 1962 г., Бюлл. изобр., № 1 (1963); 161844, 30/1 1964 г., Бюлл. изобр., № 8 (1964).

Аронов Д. М., Голов В. И. и др., в сб. «Новый антидетонатор для бензинов», изд. ЦНИИТЭнефтегаз, 1963.

Технологии производства высокооктановых бензинов

Счетчики и кнопки
Э-Хим.Нефтехимические технологии Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru ОПТИМА СЕРТ. Сертификационный Центр