Карта сайта

АССОРТИМЕНТ, КАЧЕСТВО И СОСТАВ АВИАЦИОННЫХ БЕНЗИНОВ

Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях. В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с автомобильными. Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012—72 предусматривает две марки авиационных бензинов: Б-91/115 и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси — в знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и М-14В-26, а Б-95/130 - двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В течение 1988—1992 гг. проведен большой комплекс исследований и испытаний, в результате чего разработан единый бензин Б-92 без нормирования показателя «сортность на богатой смеси», вырабатываемый по ТУ 38.401-58-47—92. Как показали испытания, бензин Б-92 может применяться взамен бензина Б-91/115 в двигателях всех типов. Использование авиабензина Б-92 без нормирования показателя сортности позволяет наряду с обеспечением нормальной работы двигателей на всех режимах значительно расширить ресурсы авиабензинов и снизить содержание в них токсичного тетраэтилсвинца.

В России вырабатывают две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Требования к качеству бензинов — Б-92, Б-91/115 и Б-95/130 приведены в табл. 1.

Разработаны технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и Б-100/130 малоэтилированный - ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют требованиям АSТМ В 910 и европейским спецификациям на бензины марок 100 и 100LL (табл. 2).

В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются.

Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки и в меньшей степени, чем для автомобильных бензинов, определяется набором технологических установок на нефтеперерабаты­вающем заводе.

Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.

Бензины каталитического риформинга обладают высокой детонационной стойкостью на богатых и бедных смесях. Чем больше суммарное содержание в бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси.

Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты — алкилбензин, изомеризат и толуол.

Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных авиабензинов, приведены в табл. 3.

В целях обеспечения требуемого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1.

 

Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж или жирорастворимым зеленым антрахиноновым; Б-95/130 — в желтый цвет жирорастворимым желтым К; Б-100/130 — в голубой цвет органическим жирорастворимым ярко-синим антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном.

Кроме описанных выше марок авиационных бензинов, которые применяются непосредственно для эксплуатации поршневых двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ 38.101913— 82). Показатели качества приведены в табл. 1. В настоящее время этот бензин используется, в основном, как бензин-растворитель.

Авиационный бензин Б-70 готовят на основе бензина прямой перегонки или рафинатов риформинга с добавлением высокооктановых компонентов.

 

Таблица 1. Характеристики авиационных бензинов

 

Показатели

 

Б-95/130

 

Б-91/115

 

Б-92

 

Б-70

 

 

 

ГОСТ 1012-

 

ГОСТ 1012-

 

ТУ 38.401-

 

ТУ 38.

 

 

 

72

 

72

 

58-47-92

 

101913-82

 

Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина,

 

3,1

 

2,5

 

2,0

 

-

 

не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детонационная стойкость:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октановое число по моторному методу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не менее,

 

95

 

91

 

91,5

 

70

 

сортность на богатой смеси, не менее

 

130

 

115

 

-

 

-

 

Удельная теплота сгорания низшая,

 

42947.103

 

42947.103

 

42737.103

 

-

 

Дж/кг (ккал/кг), не менее

 

(10250)

 

(10250)

 

(10200)

 

 

 

Фракционный состав:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

температура начала перегонки, °С, не ниже

 

40

 

40

 

40

 

40

 

перегоняется при температуре, °С,  не выше:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

82

 

82

 

82

 

88

 

50%

 

105

 

105

 

105

 

105

 

90%

 

145

 

145

 

145

 

145

 

97,5 %

 

180

 

180

 

180

 

180

 

остаток, %, не более

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

Давление насыщенных паров, Па

 

33325-45422

 

29326-47988

 

29326-47988

 

47988

 

Кислотность, мг КОН/100 см3, не более

 

0,3

 

0,3

 

1,0

 

1,0

 

Температура начала кристаллизации, °С,

 

-60

 

-60

 

-60

 

-60

 

не выше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йодное число, г йода/100 г бензина, не более

 

6,0

 

2,0

 

2,0

 

2,0

 

Массовая доля ароматических углеводородов,

 

35

 

35

 

Не нормиру-

 

12-20

 

%, не более

 

 

 

 

 

ется. Опре-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обяза-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельно

 

 

 

Содержание фактических смол,

 

4,0

 

3,0

 

3,0

 

2,0

 

мг/100 см3 бензина, не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Массовая доля серы, %, не более

 

0,03

 

0,03

 

0,05

 

0,05

 

Цвет

 

Желтый

 

Зеленый

 

Зеленый

 

Бесцветный

 

Массовая доля параоксидифениламина, %

 

0,002-0,005

 

0,002-0,005

 

-

 

-

 

Период стабильности, ч, не менее

 

12

 

12

 

8

 

-

 

Примечания.

1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке— выдерживает; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; прозрачность— прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 — не нормируется, определение обязательно.

2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:

а) йодное число— 10 г йода/100 г бензина.

б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина.

3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %.

4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение.

5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.

6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157.103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).

7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «период стабильности» с нормой не менее 8 ч.

 

Таблица2. Показатели качества авиационного бензина Б-100/130 (ТУ 38.401-58-197-97)

 

Показатели

 

Б-100/130 и Б-100/130 малоэтилированный

 

Внешний вид

 

Прозрачный, не содержит механических примесей и воды

 

Детонационная стойкость:

октановое число по моторному методу, не менее

сортность на богатой смеси, не менее

 

 

100

130

 

Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина, не более

 

2,2*

 

Цвет

 

голубой

 

Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг, не менее

 

43000-103

 

Плотность при 15 °С, кг/м3

 

Не нормируется, определение обязательно

 

Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С

перегоняется при температуре, °С:

Не нормируется, определение обязательно

 

10%

 

<75

 

40%

 

>75

 

50%

 

<105

 

90%

 

<145

 

сумма температур перегонки 10 и 50 %, °С, не ниже

температура конца перегонки, °С, не выше

выход, %, не менее

остаток, % (об.), не более

потери, %, не более

 

135

180

97

1,5

1,5

 

Давление насыщенных паров, кПа

 

38-49

 

Температура начала кристаллизации, °С, не выше

 

-60

 

Массовая доля серы, %, не более

 

0,05

 

Испытание на медной пластинке

 

Выдерживает

 

Период стабильности, ч, не менее

 

12

 

Содержание фактических смол , мг/100 см3 бензина, не более

 

3

 

Взаимодействие с водой, баллы, не более: состояние поверхности раздела состояние разделенных фаз

 

1

1

 

Кислотность, мг КОН/100 см3, не более

 

0,3

 

Электропроводимость, пСм/м, не более

 

450

 

* Содержание тетраэтилсвинца в бензине марки Б- 100/130 малоэтилированном составляет 1 ,0 г/кг бензина

 

 

Таблица 3. Характеристики компонентов авиационных бензинов

 

Показатели

 

Алкил-бензин ТУ 38.101372 -84

 

Толуол нефтяной ГОСТ14710-78

 

Бензин ката­литического риформинга

 

Прямо-гонный бензин

 

Внешний вид

 

Прозрачная

 

Прозрачная

 

Прозрачная бесцветная

Прозрачная бесцветная

 

 

бесцветная

 

жидкость

 

или бледно-желтая

или бледно-желтая

 

 

жидкость

 

без посто-

 

жидкость

жидкость

 

 

 

 

ронних при-

 

 

 

 

 

 

 

 

месей и во-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ды, не тем-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нее раство-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ра К2Cr2О7,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

концен-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,003 г/дм3

 

 

 

 

 

Детонационная стойкость, октановое число

 

91,5

 

-

 

73,5

 

70

 

по моторному методу, не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сортность на богатой смеси с добавлением

 

140

 

-

 

-

 

-

 

2,7 г ТЭС/кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фракционный состав:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

температура начала кипения, °С, не ниже

 

40

 

-

 

40

 

40

 

перегоняется при температуре, °С, не выше:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

75

 

-

 

82

 

75

 

50%

 

105

 

-

 

105

 

105

 

90%

 

130

 

-

 

149

 

145

 

97,5 %

 

180

 

-

 

180

 

180

 

остаток и потери в сумме, %, не более

 

2,5

 

-

 

-

 

-

 

остаток, %, не более

 

1,5

 

-

 

1,5

 

1,5

 

Пределы перегонки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

98 % объема перегоняется в пределах

 

-

 

0,8

 

-

 

-

 

температур, °С, не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Массовая доля толуола, %, не менее

 

-

 

99,6

 

-

 

-

 

Массовая доля примесей, %, не более:

 

-

 

0,4

 

-

 

-

 

неароматических углеводородов

 

-

 

0,2

 

-

 

 

бензола

 

 

0,15

 

-

 

-

 

ароматических углеводородов С8

 

-

 

0,05

 

-

 

-

 

Окраска серной кислоты, номер образцовой

 

-

 

0,20

 

-

 

-

 

шкалы, не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давление насыщенных паров, кПа, не более

 

46,7

 

-

 

47,9

 

-

 

Кислотность, мг КОН/100 см3, не более

 

0,3

 

-

 

0,3

 

0,3

 

Йодное число, г I2/100 г, не более

 

0,35

 

-

 

2,0

 

-

 

Содержание фактических смол, мг/100 см3,

 

2,0

 

-

 

3,0

 

3,0

 

не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание, %: серы, не более

 

0,015

 

 

 

0,03

 

0,03

 

кислот и щелочей

 

Отсутствие

 

-

 

Отсутствие

 

механических примесей и воды

 

Отсутствие

 

-

 

Отсутствие

 

Реакция водной вытяжки

 

-

 

Нейтральная

-

 

-

 

Испаряемость

 

 

Испаряется без остатка

 

-

 

-

 

Испытание на медной пластинке

 

Выдерживает

 

Плотность при 20 °С, кг/м3

 

Не норми­руется

 

864-867

 

Не норми­руется

 

734

 

Технологии производства высокооктановых бензинов

Счетчики и кнопки
Э-Хим.Нефтехимические технологии Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru ОПТИМА СЕРТ. Сертификационный Центр